ул.Молодежная 26, оф. 401
Могут ли забрать единственное жилье при банкротстве гражданина?
Конституционный суд разрешил продавать единственное жилье при банкротстве физического лица.
С 2021 года Конституционный суд РФ разрешил обращать взыскание на единственное жилье должников, несмотря на то что вместе с должником могут проживать члены его семьи, в том числе и несовершеннолетние дети.
Почему Суд разрешил отнимать единственное жилье у граждан, имеющих долги?
Для непосвященных в проблемы института банкротства, на первый взгляд, принятое Судом решение может показаться несправедливым и нарушающим права человека на неприкосновенность жилища, гарантированные Конституцией РФ.
Но так может показаться только на первый взгляд. Возможность воспользоваться институтом банкротства физических лиц появилась у наших соотечественников только с 2015 года. С этого самого момента и до сегодняшнего дня единственное жилье, принадлежащее должнику, не могло быть продано для погашения требований его кредиторов, каким бы роскошным оно не было.
В действительности этот пробел в законодательстве позволял должникам сохранять единственное жилье, стоимость которого порой превышала миллиарды рублей, более того сохранить свои сбережения можно, вложив их в единственное жилье. Принятое Судом решение должно изменить сложившуюся в практике ситуацию.
СУД РАЗЪЯСНИЛ, КОГДА ЕДИНСТВЕННОЕ ЖИЛЬЕ ДОЛЖНИКА БУДЕТ ПРОДАНО:
- В случае если размер жилой площади единственного жилья превышает нормы, жилой площади, предоставляемой по договорам социального найма;
- Если в ходе процедуры банкротства должника Судом будут признаны недействительными сделки, заключенные должником, либо установлен факт сокрытия им имущества и т.д.;
- В случае если имели место односторонние сделки, заключенные должником в отношении единственного жилья, такие как дарение или заключение брачного договора.
В любом случае действия должника не должны быть направлены на злоупотребление его правами с целью сохранения этого имущества.
Стоит упомянуть, что судебная практика по обращению взыскания на единственное жилье только формируется и пока нижестоящими Судами не выработаны четкие критерии, на основании которых можно было бы однозначно сказать о том, что то или иное помещение должника будет продано в ходе его процедуры банкротства.